Россия, г. Воронеж
ул. Республиканская , д. 74а
Схема проезда
+7 (473) 260-20-24
пн.—пт. 09:00—18:00
сб. 10:00—16:00
Заказать обратный звонок
Заказать услугу on-line По всем вопросам:

ОСАГО ч. 2: История ОСАГО

Настоящий расцвет пришёлся на 20-е годы прошлого столетия. В это время компания Ford запустила массовое производство своих моделей, поэтому машин, а с ними и ДТП на дорогах Европы и Америки стало намного больше. Такой факт предопределил появление обязательного страхования гражданской ответственности водителя, которое до этой поры носило добровольный характер. Кстати, именно штат Массачусетс был первым регионом, где любой транспорт запрещалось эксплуатировать без страховки.

В 1950-х этот закон приняли другие американские штаты и ряд европейских стран. Как раз и появилась так называемая «зелёная карта» – страховой полис автогражданской ответственности стал международным и действовал на территории многих государств.

В России ситуация складывалась несколько иначе. Мысли о внедрении обязательного страхования ответственности водителей появились ещё в 1924 году. Однако правительство не придавала этому значение вплоть до 60-х годов. Правда, и тут инициатива не нашла широкого отклика. В СССР позволить иметь себе автомобиль могли далеко не рядовые граждане, а количество машин на дорогах можно было пересчитать по пальцам. Особой надобности в ОСАГО не было.

Только в 1991 году автострахование официально появилось в России. Оно не имело обязательного характера и не пользовалось спросом у наших соотечественников. Всё изменилось в начале 2000-х. В Госдуме регулярно рассматривали различные законопроекты об обязательном автостраховании. Актуальность и необходимость в нём подкреплялась растущим количеством машин, которые миллионами пригонялись в РФ из Европы, Японии, Кореи, США и пр.

В 2003 году вступил силу Федеральный закон №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Первоначально водители восприняли его крайне негативно. Во многом просто из-за принудительного характера ОСАГО, отсутствия опыта страхования у большинства граждан и понимания того, насколько удобно и полезно это нововведение.

Каким ОСАГО было 10 лет назад?

То, что современная система ОСАГО достаточно отлажена и эффективна, считают большинство автолюбителей и специалистов. За время своего существования в России было внесено множество поправок и изменений, а закон об обязательном автостраховании пережил несколько редакций и доработок.

Вспомним, каким же был ОСАГО буквально 10 лет назад:

  1. Первоначально в случае ДТП и в целях компенсации причинённого ущерба пострадавшему приходилось обращаться именно в страховую компанию виновника. Чуть позже появилась альтернатива – «прямое возмещение убытков». Согласно чему, если не зафиксирован вред здоровью, то можно было заявить о необходимости выплат на ремонт в офис своего страховщика. 

  2. На первых порах при оформлении ДТП не действовала упрощённая система Европротокола. Её ввели лишь в 2009 году, а лимит составлял всего 25 тысяч рублей. Сегодня он ограничен 50 тысячами рублей. Суть Европротокола в том, что если пострадало только имущество 2 участников ДТП и оба согласны с интерпретацией произошедших событий, то можно не обращаться к сотрудникам ГИБДД и зафиксировать все обстоятельства на специальном бланке.

  3. Лимит по выплатам в 2005-2006 годах составлял 120 тысяч рублей, если материальный ущерб причинён одной стороне. Размер максимальной компенсации за порчу имущества нескольким потерпевшим не мог превышать 160 тысяч рублей. Если речь шла о вреде здоровью и жизни, то эти цифры были следующие: 160 тысяч рублей для одного человека и 240 тысяч рублей для возмещения ущерба группе лиц. В настоящее время выплаты по ОСАГО увеличены более чем в два раза.

  4. Система наценок и скидок за безаварийное вождение была привязана к транспортному средству. Поэтому при смене машины коэффициент обнулялся.

  5. Оформить полис ОСАГО мог только сам собственник (либо другое лицо по доверенности), а количество водителей, допускающихся к управлению автомобилем, было ограничено.

  6. 6) При расчёте коэффициента страховых тарифов на основании мощности двигателя существовала ещё одна группа. В неё входили автомобили с мощностью мотора более 200 л. с. Принадлежность к ней автоматически повышала стоимость полиса в 1,9 раза.

Что касается самого страхового рынка, то буквально 10 лет назад каждая страховая компания пыталась завлечь максимально возможное количество клиентов. Тратились невероятные суммы на рекламу, оказание дополнительных и бесплатных услуг в виде вызова эвакуатора, помощи на дороге, некоторые страховщик предлагали специальные подарки и мн. др. Однако на такой демпинг сразу же отреагировало правительство РФ, ФАС и Служба страхового надзора.

Сегодня же отношение общественности к ОСАГО существенно поменялось. Каждый из нас расценивает её как необходимость. В свою очередь, на плаву остались только крупные страховые компании, имеющие достаточное количество клиентов и определённую репутацию, что не требует активных и затратных рекламных акций по продвижению обязательного автострахования. 

Читайте также: