Россия, г. Воронеж
ул. Республиканская , д. 74а
Схема проезда
+7 (473) 260-20-24
пн.—пт. 09:00—18:00
сб. 10:00—16:00
Заказать обратный звонок
Заказать услугу on-line По всем вопросам:

ОСАГО ч. 5: планируемые изменения

Вопрос о том, что же ждёт закон об ОСАГО в будущем, с каждым годом не теряет своей актуальности. В этой сфере страхования есть ещё много моментов, которые требуют некоторых доработок и  совершенствований. Не все они касаются интересов самих автовладельцев. Значительная часть направлена на увеличение доходов страховых компаний.

В 2017 году планируют модернизировать систему «бонус-малус» (КБМ). Основное изменение будет касаться того, что полис ОСАГО будет больше привязан к самому водителю, а не к автомобилю, как сейчас. В связи с чем, сегодня многие дисциплинированные водители, имеющие максимальную скидку в 50% за долгие годы безаварийной езды, могут легко лишиться прерогатив. Достаточно быть просто вписанным в полис ОСАГО другого владельца и другого авто, который стал виновником ДТП.

Поэтому в будущем хотят установить для каждого водителя индивидуальный КБМ, на который не будут влиять страховые случаи с участием других лиц, вписанных в тот же полис. Кроме того, страховые компании лишаться возможности самостоятельно рассчитывать КБМ. Будет введена специальная электронная система, наподобие АИС РСА. В процессе оформления полиса ОСАГО по запросу страховщика она определит коэффициент для конкретного водителя и присвоит его ровно на год.

Подорожает в 2017 году и страховка без ограничения по количеству водителей. Всё дело в том, что сегодня КБМ при расчёте такого полиса ОСАГО равен 1,8. Таким «бонусом» пользуются многие лихачи, которые при оформлении страховки на себя получат класс М и коэффициент в 2,45. Естественно, им выгоднее приобретать ОСАГО без ограничения по числу лиц, допущенных к управлению. Однако в скором времени КБМ для такого полиса возрастёт с 1,8 до 2,45. В цифрах это значит, что стоимость ОСАГО «мультидрайв» увеличится на 10-13%.

Рост цен ждёт и ОСАГО для юридических лиц. Особенно, нововведение коснётся интересов таксопарков. В 2017 году расчет коэффициента будет производиться на основании всех транспортных средств, принадлежащих организации. Получается, что если одна машина спровоцировала ДТП, то стоимость ОСАГО на следующий год возрастёт для всего автопарка, т. к. увеличится среднее значение КБМ. Особенно не повезёт крупным организациям, занимающимся таксомоторной деятельностью.

Правительство РФ всерьёз задумалось о том, чтобы для злостных нарушителей ПДД увеличить стоимость ОСАГО. Такой законопроект готовится для рассмотрения в Госдуму. Суть в том, что если в течение календарного года у гражданина не более 4 административных штрафов ГИБДД, то повышающий коэффициент при оформлении полиса ОСАГО не применяется. Если же водитель за 12 месяцев получил от 5 до 9 проколов о нарушении ПДД, то коэффициент составит 1,86.

Тем, кому выпишут от 10 до 20 штрафов ГИБДД, придётся платить за ОСАГО практически в два раза больше. Наличие 35 штрафов и более увеличит стоимость полиса уже втрое. Большинство экспертов считает, что такую поправку могут принять уже с января 2017 года.

Скорее всего, в ближайшие два года введут «безлимитный» Европротокол. Таким образом, сумма выплат при упрощённом оформлении ДТП будет идентична максимальной страховой компенсации, действующей в тот момент. Уже сегодня данное правило действует на территории Москвы и Санкт-Петербурга, а также их областей.

Ужесточат и санкции по отношению к тем, кто ездит за рулём автомобиля без полиса ОСАГО. Планируется, что штраф за данное нарушение увеличат примерно в 10 раз. Учитывая, что сегодня это 800 рублей, то после принятия поправки в законе эта сумма станет порядка 8 тысяч рублей. Весомый аргумент в пользу того, чтобы всё-таки приобрести полис ОСАГО, стоимость которого примерно равна штрафу за его отсутствие.

Что касается цен на обязательное автострахование, то принимая во внимание приличную инфляцию, можно с уверенностью сказать – нас ждёт подорожание. Причём вполне возможно, что оно составит около 20-30%.

Повлиять на это может и переход к так называемому «свободному тарифу», когда Центробанк закрепит определённый коридор цен с максимальной и минимальной планкой. Страховые компании смогут либо устанавливать предельно возможную стоимость полиса ОСАГО и делать упор на отлаженный сервис, либо привлекать клиентов предельно низкой страховой премией.

Наконец, последнее и вместе с тем важное изменение в ОСАГО, которое может быть реализовано в недалеком будущем – это работа единого органа регулирования споров. Тем самым, страховой рынок избавится от множества мелких контор и автоюристов, которые представляют интересы страхователя в суде, преследуя сугубо корыстные цели. Кроме того, единый институт регулирования споров снизит количество судебных разбирательств, а его решения будут касаться и назначения дополнительных экспертиз, и корректировки расчёта выплат, и контроля соблюдения всех законодательных норм.

Подведём итоги

Законодательство об ОСАГО в нашей стране находится в постоянном развитии. Во многом оно ещё уступает отлаженному и удобному для самого водителя зарубежному страхованию. Сказалось почти 100-летнее отставание от Европы, где «автогражданка» появилась значительно раньше, когда наши дальние родственники жили ещё в царской России.

Однако за те 13 лет, что существует ОСАГО, удалось решить немало проблемных задач и значительно оптимизировать процессы оформления полисов и получения страховых выплат. В дальнейшем ОСАГО будет ждать ещё немало изменений. Все они будут рассчитаны на то, чтобы максимально приблизиться к европейским стандартам, но не забыть при этом об особенностях российской действительности.

Главное, чтобы при новых редакциях закона об ОСАГО учитывались интересы не только страховых компаний, которые долгое время заявляли об убыточности «автогражданки», но и самих водителей, собственников транспортных средств. Бессмысленно повышая тарифы, регулярно ужесточая процедуру оформления страховых выплат, можно ухудшить положение ОСАГО.

Судя по всему РСА, Центробанк и Правительство РФ понимают это. Изменения последних лет направлены на создание комфортных условий для обеих сторон – страховых компаний и их клиентов. Уточняются и поясняются многие моменты в ФЗ №40, растут размеры страховых премий, а с ними и выплат, принимается множество решений, направленных на снижение количества претензий и случаев судебного разбирательства.

Немалое значение в последних поправках закона об ОСАГО занимает вопрос справедливости, когда добросовестные водители вынуждены страдать из-за лихачей, нарушителей и аферистов, пытающихся инсценировать ДТП. В связи с этим вводят личный КБМ для каждого водителя, ограничивают возможность проведения независимых экспертиз и пр.

Ужесточается контроль за деятельностью страховых компаний: вводятся приличные штрафы за отказ в оформлении полиса, за навязывание дополнительных услуг, отсутствие возможности электронной покупки ОСАГО и затягивание сроков страховой выплаты.

Да, российское ОСАГО далеко от совершенства, но стоит набраться ещё немного терпения. Может быть, уже через 3-4 года мы сможем сказать, что «автогражданка» является одним из самых эффективных направлений на страховом рынке. Только для этого Правительству РФ и всем контролирующим органам, отвечающим за поправки в ФЗ №40, нужно уметь лавировать между интересами страховых компаний и автовладельцев. 

Читайте также: