Россия, г. Воронеж
ул. Республиканская , д. 74а
Схема проезда
+7 (473) 260-20-24
пн.—пт. 09:00—18:00
сб. 10:00—16:00
Заказать обратный звонок
Заказать услугу on-line По всем вопросам:

Оформляем ДТП и привлекаем к ответу

С предыдущими частями цикла можно ознакомиться здесь ( Что делать при ДТП ?, причины и виды ДТП часть 1часть 2 и часть 3ДТП произошло. Что делать?).

оценка ущерба дтп в воронеже

Выше была затронута тема, когда дорожно-транспортное происшествие было зафиксировано инспектором государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Теперь стоит поговорить о том, как оформлять аварию без участия представителей службы.

Есть такое понятие, как европротокол. Это специальное извещение, которое выдаётся вместе с полисом обязательного страхования – ОСАГО.

Есть несколько положений, соблюдение которых поможет получить страховую выплату:

  1. Не должно быть пострадавших, то есть пассажиры, водители, пешеходы должны быть без травм;

  1. В аварии должно участвовать только два автомобиля. Так грузовик с прицепом будет считаться как два авто;

  1. У обоих участников аварии должны быть полюса обязательного страхования автогражданской ответственности;

  1. Виновник аварии должен зафиксировать это в протоколе;

  1. Не позднее пяти дней виновник должен по требованию страховой компании предоставить свою машину на техосмотр, и туда же передать свою часть европротокола;

  1. Удостовериться, что причинённый ущерб каждому из автомобилей не превышает 50 тысяч рублей – это для тех, кто оформил полис после 2 августа 2014 года, и 25 тысяч рублей – для всех остальных. Цены касаются всех регионов России, кроме Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области – там порог выплат намного выше – до 400 тысяч рублей.

Если все условия соблюдены, останется сфотографировать место аварии, с повреждениями транспорта и возможными обломками на асфальте. Если есть свидетели – взять их все данные и письменные показания о произошедшей автоаварии.

Собственно, извещение заполняется шариковой ручкой одним из участников на первом из трёх скреплённых листов. После необходимо листы раскрепить, заполнить оборотную сторону, и каждый должен забрать свой экземпляр. И с этими документами – в страховую компанию.

Есть ещё такая практика, как вызов аварийного комиссара - что-то вроде дополнительной услуги к полису обязательного страхования. Аварийный комиссар или аварком – это человек, который выезжает на место совершённого ДТП и прибывает туда в течение получаса. В его бесплатный пакет услуг входит фотографирование места аварии (как утверждают знающие автолюбители – чересчур лениво), повреждений, составление схемы аварии и минимальная психологическая помощь. За всё остальное – подробные схемы и фотографии, первую медицинскую и психологическую помощи, вызов эвакуаторов, сбор полного пакета документов, представительство перед страховой компанией – придётся заплатить.

Стоит пользоваться или нет услугами аваркома? Вопрос риторический. С одной стороны, услуги аваркома оплачиваются страховой компанией, но, возможно, именно из-за этого он может "не заметить" явных повреждений машины, сделать "случайно" недочёты в схеме – то есть всё, чтобы сократить убытки страховой компании. Также он выясняет самое главное для работодателя – нет ли мошеннической схемы в отношении его. С другой стороны, заплатив за услуги (конечно, уточнить их список) можно его условно "перетянуть" на свою сторону.

Собственно, вызывать аваркома, так же, как и заполнять или нет европротокол, дело каждого. Что касается последнего, даже на основании справки, где будут стоять подписи обеих сторон – нет гарантии того, что:

  • Первое: страховая компания оплатит полный ущерб (даже в рамках этих 25 000 – 400 000 рублей);
  • Второе: пострадавший не обратится в полицию с просьбой разыскать виновника аварии и не дойдёт вплоть до суда. В таком случае европротокол, возможно, сыграет роль, но не решающую. Пострадавший водитель, собственно, как и виновник, могут сослаться на шоковое состояние после аварии и неадекватность своих действий приписать к "отключке" серого вещества. Практика показывает, что примерно третья часть оформивших европейский протокол так впоследствии и делает.

Рассмотрев одну сторону медали, следует рассмотреть ещё три противоположных важнейших обстоятельства – это отъезд виновника с места происшествия, неимение прав по управлению ТС, и когда виновник попросту пьян.

Итак, если виновник скрылся с места аварии – это не повод паниковать. Для начала следует запомнить марку авто, цвет и государственный регистрационный номер. Лучше – сфотографировать. Вызвать ГИБДД и поискать свидетелей. Зафиксировать их данные и показания, так как чем больше свидетелей – тем тщательней картинка произошедшего. Если у свидетелей есть видеозапись – это вообще отлично. Когда приедет инспектор, стоит тщательнейшим образом проверить правильное составление протокола, информацию очевидцев и собственное свидетельствование, все малейшие детали и приобщение улик, например, от ширины колёс "труса" до осколков, краски и капли масла.

Что касается практики, то только настойчивость и упорство в поисках виновника при помощи ГИБДД, самостоятельные действия – это даст гарантию привлечения к ответственности скрывшееся лицо и возмещения ущерба страховщиком. Часто у виновника случается амнезия, тем не менее, суд не любит скрывшихся с места аварии. Кроме того, если пострадавший подаст иск на возмещение морального ущерба, страховщик, выплатив его, компенсацию будет требовать с виновника. Это так называемый регрессный иск.

Однако понятие "покинул место аварии" – это расплывчатая формулировка. Вот несколько примеров путаницы:

  1. Водитель просто не ощутил удар, поскольку он не был сильным;

  1. Водитель спешил с ребёнком в секцию, и, задев припаркованный автомобиль, оставил под дворником номер своего мобильного телефона;

  1. Прождав от двух часов, неоднократно звоня в полицию, водитель уехал;

  1. Виновник обменялся данными с пострадавшим.

Всё это не относится к побегу с места аварии. Что же касается полиции, то звонки у них фиксируются. И если полиция не едет, необходимо самостоятельно зафиксировать всеми способами всё, что только получится об аварии, и только тогда уехать.

Теперь о виновном водителе, который не имеет прав на вождение транспорта.

Под понятием "не имел право управлять данным ТС" подразумевает "не был вписан в полис ОСАГО", хотя может иметь доверенность на управление машиной от собственника. С обратной ситуацией всё просто: лицо в списке в ОСАГО есть, значит, страховая компания выплатит деньги. И если есть только доверенность от владельца машины – тоже выплатит.

Если лица нет в списке доверенных в ОСАГО, то здесь ситуация неприятная: для возмещения убытков нужно будет очень хорошо постараться в поисках свидетелей, хотя и такой расклад не будет являться гарантией выплат страховщиком ущерба. Придётся надеться только на суд.

Дополнительно данную формулировку можно рассматривать и как отсутствие водительских прав как таковых.

Страховая компания, в свою очередь, в такой ситуации является камнем преткновения, как и формулировка закона.

К примеру, ДТП произошло с несовершеннолетним лицом, севшим за родительскую машину. С одной стороны, он по возрасту не может иметь прав на вождение авто, но с другой стороны, родители обязаны нести ответственность. Суд в данном случае может рассмотреть вопрос в ту или иную сторону, и постоянной практики по вынесенным решениям в рассмотрении данного случая не существует.

Что касается страховой компании (далее – СК), то она даже в таком случае может выплатить пострадавшему ущерб, а после предоставить регрессный иск в отношении собственника машины. Тем не менее, такой расклад событий бывает единственным на пятьдесят аварий. То есть, СК старается всеми силами отказать в выплате страховки.

Осталось последнее – что делать, если виновный в аварии пьян.

Согласно статье 12 Федерального Закона, страховая компания обязана выплатить пострадавшему компенсацию, в том числе морального вреда, за то, что её страхователь, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, совершил ДТП. После СК имеет право на регрессный иск в отношении страхователя. Тем не менее, это также сложно, как и в предыдущем случае, когда у виновного нет права управления транспортным средством. Придётся бороться с государственной машиной, которая старается делать как можно меньше телодвижений.

Есть два варианта развития событий: либо пьяный водитель совершил ДТП и находится на месте аварии (это крайне редкий случай), либо пьяный водитель после совершения ДТП сразу скрылся, что и встречается чаще всего. В этом случае необходимо произвести все действия, связанные с оформлением дорожно-транспортного происшествия по всем правилам, то есть: вызвать инспектора ГАИ, а пока он едет – сфотографировать место, опросить прохожих, записать все их показания с личными данными, осмотреться на предмет видеорегистраторов или камер видеонаблюдения. Учитывая сегодняшние реалии жизни, у каждого третьего автолюбителя есть регистратор. И, опять-таки, необходимо быть крайне настойчивым, чтобы сотрудники государственной службы нашли виновного пьяного человека, и привлекли его к ответственности, и это не смотря на то, что поиск преступников – их прямая обязанность.

В большинстве случаев приходится самостоятельно заниматься поиском, собирать все доказательства, искать свидетелей и видеосъёмку (для этого подают объявления в газету, в бегущую строку, размещают в интернет), формировать пакет документов для предъявления их в страховую организацию.

Казалось бы, страховой случай наступил, и Закон на стороне пострадавшего. Однако СК будет изо всех сил тянуть резину, пока не закончится срок давности по делу. Тем не менее, добиваться своего права необходимо, пусть даже и в том числе в суде.

Читайте также: