Россия, г. Воронеж
ул. Республиканская , д. 74а
Схема проезда
+7 (473) 260-20-24
пн.—пт. 09:00—18:00
сб. 10:00—16:00
Заказать обратный звонок
Заказать услугу on-line По всем вопросам:

Оценка стоимости восстановительного ремонта транспортных средств ч. 3

В предыдущих статьях (часть 1 и часть 2) мы рассмотрели основные понятия оценки и правовое регулирование оценочной организации. Сегодня же мы рассмотрим как проводится расчет размера ущерба.

Методика расчета оценки стоимости ремонта

Относительно недавно была создана общая методика оценки стоимости ремонта (мы писали об этом ранее), которая объединила пять ранее использующихся подходов и позволила снять все разногласия по поводу величины страховой выплаты ОСАГО. Применяется она для оценки повреждений, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, и включает в себя:

ДТП, авария

1) Внешний осмотр транспортного средства экспертом на предмет установления повреждений, появившихся вследствие ДТП. Результаты фиксируются без проведения демонтажных работ. Осматриваются повреждения деталей каркаса кузова и лакокрасочного покрытия. Перечень обнаруженных повреждений впоследствии может быть дополнен результатами повторных экспертиз.

2) Исследуются обстоятельства ДТП и причины появления повреждений. Анализ проводится на сопоставлении дефектов обследуемого транспортного средства и транспорта других участников происшествия.

3) Проводится расчет расходов на восстановление, основанный на нормативных данных производителей транспортного средства. Также учитываются среднегодовой пробег и восстановительный коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства. На размер расходов влияют следующие параметры:

  • Затраты на запчасти.
  • Расходы на материалы.
  • Оплата проводимых по ремонту работ.
  • Расчет износа узлов и деталей, подлежащих замене.
  • Определение стоимости годных остатков, то есть деталей, которые можно использовать.

4) Определяется стоимость транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия.

Для каждого расхода существует собственная формула расчета, здесь же в методике приведены все необходимые таблицы для вывода коэффициентов и применяемых переменных. Также используются электронные базы данных и справочники, которые обновляются не реже, чем раз в полгода. В них находится информация по стоимости запчастей для каждой марки транспортного средства, цены на материал и нормо-часы при проведении работ по ремонту.

Методика позволяет объединить исследования разных экспертиз и получить полный и точный результат анализа. При этом производиться оценка не только общего состояния транспортного средства, но и каждого узла и детали в отдельности, на момент дорожно-транспортного происшествия.

Данная методика начала действовать с декабря 2014г. и как рассчитывают создатели, ее применение существенно снизит количество судебных исков по страховым выплатам ОСАГО.

Расчет оценки ущерба от повреждения

  • Расчет производится с учетом состояния товарных и ремонтных рынков, действующих на территории проведения оценки на момент ее осуществления. Учитываются возможные сложности с доставкой необходимых запчастей, проведения некоторых ремонтных работ, наличия необходимой аппаратуры и прочее. При расчете соблюдаются требования и нормы технической документации производителя транспортного средства к проведению ремонтных работ.
  • При оценке действия исполнителя строго беспристрастны и проводятся с целью определения реальной стоимости без принятия чьей-либо стороны.
  • Оценка ущерба от повреждения необходима при подаче имущественных судебных исков, для определения страховой выплаты или в других случаях и проводится на дату дорожно-транспортного происшествия. При необходимости определить дополнительные повреждения, полученные при хранении или доставке транспортного средства, оценка производится в более поздний срок.
  • Оценка ущерба проводится на основании рыночной стоимости неповрежденного средства и величины нанесенного ущерба для следующих видов транспортных средств: импортные и отечественные легковые автомобили, грузовой автотранспорт, включая прицеп, автобусы и мототехника.

Определение размера ущерба

Размер ущерба оценивается, как правило, методом затратного подхода на момент проведения оценки и включает в себя следующие расходы:

  • Стоимость новых запчастей, подлежащих замене.
  • Оплата расходов по проведению ремонтных работ.
  • Стоимость необходимых расходных материалов.
  • Величина утраты товарной стоимости.

При расчете дополнительно учитывается физический износ поврежденных деталей и стоимость возможной реализации поврежденных элементов.

Условия расчета расходов, применяемых при определении размера ущерба

1) Величина оплаты проводимых работ выводится на основании стоимости одного нормо-часа и трудоемкости выполнения. При этом последний параметр определяется согласно нормативной документации по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

2) При расчете общей стоимости материалов, необходимых для восстановительного ремонта учитываются:

  • Количество узлов и деталей, подлежащих замене или ремонту.
  • Норма расхода материала согласно технической документации, на основании которой определяется количество видов материалов.
  • Стоимость одной единицы определенного вида материала, которая определяется по результатам выборочного наблюдения на товарном рынке исследуемого региона.

3) Стоимость новых запчастей, необходимых для замены поврежденных, также проводится на основании выборочного наблюдения товарного рынка на момент проведения оценки.

4) Стоимость возможной реализации рассчитывается с учетом их технического состояния и целесообразности восстановления.

5) При определении величина утраты товарной стоимости учитывается ухудшение внешнего вида и технических характеристик транспортного средства после проведения ремонта.

Основные правила, по которым проводится расчет размера ущерба

  • При нескольких возможных видах работ по восстановлению и применению различных запасных деталей выбирается вариант, где оплата минимальна. При этом должна соблюдаться технология проведения необходимых работ, а также применяться оборудование, соответствующее уровню проводимых работ.
  • При проведении работ учитываются все сопутствующие мероприятия, предваряющие основные действия. Например, для проведения ремонта двигателя, его необходимо снять, что также является оплачиваемой работой.
  • При проведении ремонта учитываются рекомендации производителя транспортного средства и требования технической документации.
  • Если необходима замена узлов и деталей учитываются не только сами заменяемые элементы, но и сопутствующие материалы, необходимые для их правильной установки.
  • Учитывается наличие необходимых запчастей на товарном рынке конкретного региона, а также возможность выполнения определенных видов ремонтных работ.

Также при расчете ущерба от повреждения учитываются расходы по спасению, эвакуации и хранению транспортного средства, а также часть страхового возмещения, которая не была востребована. Дополнительно оценивается и величина ущерба из-за временных затрат в связи с разбирательством дорожно-транспортного происшествия и связанных с этим убытков.

При необходимости производится расчет убытков не только для транспортного средства, но и для груза, перевозимого им. Оценивается величина ущерба, нанесенного срывом сроков и других обязательств, предусмотренных договором. При повреждении или уничтожении груза оценивается его остаточная или полная стоимость.

Читайте также: