Россия, г. Воронеж
ул. Республиканская , д. 74а
Схема проезда
+7 (473) 260-20-24
пн.—пт. 09:00—18:00
сб. 10:00—16:00
Заказать обратный звонок
Заказать услугу on-line По всем вопросам:

О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт

Дата публикации: 20.02.2015

Положение о расчёте расходов №432 П. 

Вступило в силу, начиная с 17 октября 2014 года. Кроме того, новым документом стало положение о технической экспертизе №433-П. Эти документы необходимы для того, чтобы использовалась единая методика в ситуациях, когда необходимо определить, во сколько обойдётся ремонт транспортного средства, пострадавшего в ДТП. Планируется, что в дальнейшем благодаря этому меньше станет споров по поводу того, какую сумму должны получать водители заключившие договор по ОСАГО. Кроме того, эксперты и Правительство РФ старались всеми силами избежать ситуаций, когда такие суммы получаются разными при оценке разными экспертами. Документы предполагают введение нескольких изменений, на которых и стоит остановиться, в первую очередь.

Автомобиль. О сроках эксплуатации, износе. Новые расчёты

Стоит отметить, введение подобных правил важно не только для владельцев транспортных средств, но и для тех, кто является представителем сообщества профессионалов. Ведь они больше всего заинтересованы в том, чтобы стало меньше судебных разбирательств по поводу страховых выплат. Потому именно РСА (название Российского Союза, куда входят Автостраховщики) взял на себя основную работу по подготовке большей части изменений.

изношенный автомобиль

Существует несколько норм, которые легли в основу новых документов. Например, постановление №361 Правительства РФ от 24 мая 2010 года. До единой методики именно его использовали, чтобы рассчитать стоимость ремонта. Но каждый эксперт проводил расчёты по-своему, да и расходы учитывались далеко не все. Потому возникало множество проблем.

Эксперты уже сейчас считают, что работе по принятой методике не препятствует абсолютно ничего. При этом нет каких-то коренных отличий от судебного регулирования, общей методики, принятых раньше. Отличие лишь в том, что новый документ является нормативным. Более ранние версии никуда не исчезают. Но их применение становится возможным только относительно тех моментов, что не противоречат новым документам. Если каких-то сведений в нём не хватает, можно легко воспользоваться тем, что уже наработано за многие годы практики.

Но совсем без изменений не обошлось, и на них стоит остановиться более подробно.

Например, оплата работ, связанных с восстановительным ремонтом, происходит теперь по новому порядку. Предыдущие положения правительства утверждали только стоимость запасных частей и расходных материалов. Теперь стоимость легко рассчитывается не только на закупку запасных частей, но и на работу по замене. Положение о единой методике Банка России № 432-П говорит о том, что считать следует результат произведения средней стоимости одного нормо-часа работы и трудоёмкости конкретного её вида. Сюда включают вспомогательные, окрасочные, сварочные, слесарные работы. Кроме того, необходимо учитывать количество часов, необходимых на проведение ремонта. Обычно это зависит от площади повреждения, общей стоимости.
Расчёт для расходов по материалам тоже будет происходить по-другому. Теперь учитываются не только основные их разновидности, но и вспомогательные, расходные. В том числе растворители, отвердители и так далее. До настоящего момента стоимость одной единицы конкретного материала определялась после того, как велось некоторое время наблюдение за тем, какие цены выставляют продавцы за запчасти внутри региона, ставшим местом для ДТП. Но даже сами специалисты говорят о том, что на практике такие наблюдения практически не велись.

Потому теперь обязательным требованием становится использование автоматизированных программных комплексов. Например, МАРОМАТ, AZT, в Европе они уже активно применяются некоторое время. Затраты на материал в этой программе рассчитываются с учётом всех составляющих, вплоть до площади детали. Проведение расчётов на коленке теперь недопустимо.

Меньше стало формул для расчёта износа по деталям, для которых обязательна замена. Раньше использовалась отдельная формула для изделий из пластмассы и таких деталей, как шина, батарей с аккумулятором и кузова, и так далее. Теперь есть всего две формулы. Одна используется с шинами, а другая – со всеми комплектующими изделиями. Расчёт по дополнительному индивидуальному износу отдельно проводится для деталей, которые находятся в гораздо худшем состоянии, чем автомобиль вообще. Это актуально при наличии повреждений, которые с ДТП никак не связаны. Установлен специальный ряд коэффициентов именно для этого расчёта. Например, показатель по износу увеличится до 40 процентов при наличии более чем 10-процентных повреждений облицовки и кузова, полученных в предыдущих происшествиях. На 45 процентов этот же показатель увеличивается из-за сколов и трещин поверхностях стёкол, фар.

Используется новая технология для определения срока эксплуатации деталей, использующихся в том или ином автомобиле. С самого начала для этого брались целые годы, с момента начала эксплуатации транспортного средства, либо замены изделия. С лета расчёты велись до одного десятичного знака. Но новая методика снова меняет правила – теперь в таких ситуациях нужно применять правила математического округления, учитываются только целые значения. Такое изменение можно назвать весьма приятным для автовладельцев. Ведь они получают большую выплату по страховому взносу.

Что на счёт технической экспертизы?

Использование единой методики обязательно для всех, в том числе страховых компаний и их представителей, самих техников, осуществляющих техническую экспертизу какого-либо транспортного средства. Судебные эксперты тоже будут пользоваться этим документом, выполняя свою работу. Раньше они могли использовать практически любую методику, зарекомендовавшую себя на практике.

осмотр, оценка

Чтобы иметь право осуществлять подобную деятельность, организация по экспертизе должна иметь в штате хотя бы одного специалиста. При этом обращение к страховщику – всегда обязательный шаг для потерпевшего, если возникли проблемы. И только после этого вызываются эксперты.

Если же в штате у организации нет таких сотрудников, то она может воспользоваться услугами сторонних специалистов. Нигде нет закреплённых требований к работе этих людей и к ним самим.

Страхователь может потребовать повторную экспертизу другим специалистом или обратиться в суд, если в первый раз результаты оказались неудовлетворительными. При второй экспертизе именно сам страхователь оплачивает услуги, выбирает того, кто будет этим заниматься. Результаты направляются в суд, либо предъявляются страховщикам.

Новые правила способствовали тому, что значительно расширился перечень для объектов, подвергающихся обследованию. К примеру, само транспортное средство после ДТП или его остатки обязательно его проходят. На экспертизу можно представить и другие транспортные средства, которые были причастны к аварии. В старых правилах только автомобиль потерпевшего мог быть принят в расчёт.

Но лишь общие правила проведения экспертизы определяются в новых документах. В старых правилах было 22 пункта, а в новых – всего 11, уже это определяет рамочный характер изменений.

Что важно знать?

Погрешности расчёта, различные технологические решения – вот что может стать главной причиной расхождений в расчётах, несмотря на новую единую методику. Но погрешность не может превышать десяти процентов в каждом конкретном случае. Если на эксперта, превышающего эту погрешность, отправлялось довольно много жалоб, его могут отстранить от работы.

Стоимость и разница

То, что произошло принятие единой методики – не единственное событие, важное для тех, у кого есть транспортные средства. Со стороны представителей РСА произошло ещё утверждение справочников, где есть информация, касающейся стоимости в среднем запасных деталей, нормо-часов работ. Относительно данной стоимости имеется около восьми десятков миллионов позиций с конкретными цифрами. За основу эксперты взяли наиболее распространённые марки и модели транспортных средств, относительно 12 экономических районов РФ.

В Роспатенте справочники уже прошли этап государственной регистрации. Они полностью подпадают под действие норм нашей страны, представляют собой целую базу данных. Содержание справочников в будущем будет распространяться среди владельцев программного обеспечения по расчёту стоимости восстановительного ремонта. И данные справочников необходимо будет внедрить в сами программные продукты. На практике такое решение уже применяется.

При расчёте стоимости ремонта может применяться только конкретная цифра, по конкретным маркам автомобиля имеются конкретные данные, и касаются они нормо-часа работы, материала или запчасти. Если сведения отсутствуют, то можно использовать данные о любой марке транспортных средств. Обычно учитывают среднюю стоимость, которую определяют с помощью статистического наблюдения. Пока справочники в полной мере не будут внесены в содержимое программ, определять расходы по ремонту тоже будут так вообще.

И такая база данных не пригодится людям, чьи автомобили старше 12 лет. РСА уже разместило справочники в открытом доступе в отдельном разделе своего официального сайта. Так что каждый автомобилист может посмотреть, во сколько ему обойдётся замена той или иной детали.

Ещё о важных факторах

Чтобы произвести расчёты, достаточно занести данные из документов от страховщиков, которые получил водитель. Теперь страховая компания не сможет скрывать информацию о том, что, сколько стоит, и почему. Это будет способствовать изменениям в самом рынке по экспертным услугам. Но они не произойдут в один момент. Страховым компаниям придётся постепенно перестраивать бизнес-процессы, чтобы соответствовать всем требованиям.

Но сами автолюбители в любом случае вряд ли смогут определить, насколько правильно проведена сама оценка. Ведь справочники являются лишь частью программы, производящей все расчёты. Такие программы требуют наличия специальных знаний, применяются только экспертами-техниками. Данные по позициям в справочниках, расхода материалов по норме, степень изношенности – вот что необходимо знать, чтобы грамотно вычислить, сколько же средств уйдёт на ремонт. Даже если используются программы, не всегда можно получить информацию, полностью соответствующую действительности.

Например, к ремонтному воздействию существуют различные подходы. Разные эксперты могут вынести разные решения по одной и той же детали. Кроме того, существуют так называемые комплексы работ. Это когда приходится снимать по нескольку деталей, или одни и те же детали несколько раз, чтобы добраться до нужного узла. Пока что возможностей программы не хватает для адекватного расчёта подобных действий.

Как минимум раз в шесть месяцев справочная информация должна обновляться. Актуализацией её будут заниматься сами представители РСА. Но никто не гарантирует, что в будущем время для обновления не будет сокращаться.

А в итоге ?

Всё же, не приходится говорить о введении кардинальных изменений относительно расчёта стоимости ремонтных работ. Добросовестность эксперта-техника во время их проведения во многом остаётся ключевым фактором. И всё так же отсутствует возможность для того, чтобы рассчитать максимально точно, во сколько обойдётся ремонт. И сколько необходимо требовать со страховой компании.

Но всё равно независимые эксперты говорят о том, что сумма страховых взносов и выплат будет увеличиваться. И стоит ждать сокращения в ближайшее время судебных исков в этом направлении. Раньше страховщикам просто не хватало стимула для того, чтобы проводить анализ предложений от всех продавцов, работающих с определёнными запчастями. Именно поэтому небольшими оставались размеры страховых выплат. Теперь средняя стоимость становится основным показателем. Что заметно способствует уменьшению числа недовольных клиентов. Ещё есть что совершенствовать, но это уже первый шаг, который стал довольно заметным. Работа в данном направлении обязательно продолжится, и за этим действительно стоит наблюдать, ведь почти каждый второй в нашей стране является владельцем транспортного средства.


15.12.2014 Страховщиков обяжут продавать ОСАГО везде Страховщиков предложили обязать продавать ОСАГО везде!
24.12.2014 Госдума ввела 50-процентную скидку при досрочной уплате штрафов ГИБДД, Путин его подписал Путин подписал закон, вводящий скидки при досрочной уплате некоторых штрафов ГИБДД.