Россия, г. Воронеж
ул. Республиканская , д. 74а
Схема проезда
+7 (473) 260-20-24
пн.—пт. 09:00—18:00
сб. 10:00—16:00
Заказать обратный звонок
Заказать услугу on-line По всем вопросам:

Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства № 433-П

Дата публикации: 07.03.2015

В середине сентября 2014 года Банком России было утверждено новое положение «О правилах проведения независимой технической экспертизы» №433-П, которое так ждали автовладельцы, оценщики и страховщики. Этот указ принят с целью сформировать для всех участников оценки единый комплексный подход к определению стоимости ремонта, проводимого для восстановления транспортного средства после ДТП. Это весьма перспективное решение, которое поможет сократить количество судебных разбирательств, касающихся сумм страховых выплат по полисам ОСАГО, и дать экспертам единый алгоритм расчета стоимости восстановительных работ.

Правила независимой оценки до вступления в силу положения №433-П

законДо принятия единой методики расчетов работа экспертов регулировалась нормами постановления №361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». Однако этот правовой документ не смог полностью отрегулировать положение в данном секторе, так как не содержал полный перечень расходов на ремонт, что дало право каждому эксперту делать расчеты по собственному алгоритму.

Если говорить о старом порядке расчетов страховых выплат, то следует начать с того момента, как выявлялись повреждения транспортного средства. Для этих целей использовался либо метод визуального осмотра, либо независимая оценка технического состояния средства. Для определения расходов на ремонт оценщики использовали данные о стоимости запчастей и материалов на дату ДТП и с учетом географического расположения места аварии.

Попытки закрепить различные виды экспертной деятельности начались еще в 1998 году, когда правительство приняло закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в котором содержалось четкое определение правовых основ оценки любого вида имущества, бизнеса и так далее. Далее последовало принятие закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», регламентирующего работу оценщиков в разных областях судопроизводства. Несмотря на попытки государства, навести порядок в сфере деятельности экспертов, автовладельцы и страховщики по-прежнему выясняли отношения в судебном порядке. Дело в том, что данные законодательные документы давали право каждому отельному эксперту проводить собственную оценку, которая могла в несколько раз отличаться от сумм, высчитанных другим оценщиком. Все перечисленные акты являются самостоятельными и не имеют одного главного закона, поэтому могут по-разному трактоваться. Кроме того, различные виды экспертной деятельности могут сильно отличаться друг от друга по ряду факторов, начиная с содержания и целей.

Закон № 40-ФЗ от 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» немного ослабил напряжение между автовладельцами, оценщиками и страховыми компаниями, но все же требовал доработок. Лишь спустя 12 лет были учтены все практические наработки и трудности, возникающие при проведении независимой технической экспертизы. Эксперт–техник или экспертная организация проводили оценку ущерба, нанесенного транспортному средству, в соответствии с договором, заключенным со страховой компанией. Первичную оценку назначали по заявлению потерпевшего. В том случае, когда у страховщика или потерпевшей стороны возникали сомнения в компетентности эксперта, то они были вправе провести повторную оценку ущерба в другой организации или у иного эксперта. Расходы на повторную оценку оплачивал инициатор ее проведения. Однако с 1998 года по 2002 год оценочная деятельность не нуждалась в лицензировании, что ставит под сомнение легитимность экспертных выводов.

Изменения в проведении экспертизы, связанные с принятием положения №433-П

Благодаря новому правовому документу, принятому Банком Росси в сентябре 2014 года, отношения между владельцем транспортного средства, страховой компанией и экспертом-техником регулируются законодательно и стали более прозрачными и понятными.

Самыми важными дополнениями можно считать следующие:

  1. С сентября 2014 года расчет суммы, необходимой для восстановительного ремонта, производится по строго установленному порядку. Теперь учитываются не только цены на запасные части и материалы, но и расходы на их доставку, на работу по их замене. Кроме того, стоимость работ, согласно документу, напрямую зависит от средней стоимости нормочаса разных видов работ и трудоемкости в каждой конкретной ситуации. Ранее в стоимость экспертизы входила только цена деталей, а за услуги по оценке эксперт мог брать суммы по своему усмотрению.

  2. Также изменения коснулись расчета расходов на материалы. Ранее стоимость определялась исходя из статистических данных о ценах на товарном рынке региона, в котором было зафиксировано ДТП. Однако с течением времени выяснилось, что никаких наблюдений никто практически не производил. На сегодняшний момент времени расчет стоимости материалов должен проводиться при помощи автоматизированных комплексов, способных учесть большое количество факторов, среди которых также цены на вспомогательные, расходные и основные материалы. Самыми известными программами для оценки являются МАРОМАТ и AZT. Больше эксперты не могут ставить свои цены, удовлетворяя собственные интересы и увеличивая свой заработок.

  3. iznos.jpgБлагодаря новому положению сократилось количество формул для расчета износа. Применяемая ранее методика оценки включала в себя применение формул расчета износа изделий из пластмассы, кузова шин, аккумуляторной батареи и т. д. Также предусмотрены специальные коэффициенты для деталей, которые находятся в наихудшем состоянии, чем автомобиль.

  4. Новые правила не обошли стороной и расчеты срока эксплуатации деталей транспортного средства. Еще в прошлом году эксперты считали возраст комплектующих изделий в полных годах, начиная с момента эксплуатации транспортного средства. После поправок, внесенных в законодательство в июле 2014 года, срок эксплуатации необходимо было рассчитывать точно вплоть до одного десятичного знака. С введением единой методики срок эксплуатации рассчитывается только в целых значениях и с применением правил математического округления цифр.

  5. На настоящий момент времени исследованию подлежит более широкий перечень объектов, чем раньше. Например, положение обязывает экспертов проводить оценку на только транспортное средство и его остатки, но и другие объекты, которые имеют причастие к дорожно-транспортному происшествию: фонарные столбы, ограждения, дорожные знаки и др. Эти детали необходимы для установления точных причин аварии и выявления обстоятельств, ставших ее причиной. Правила прошлых лет требовали от экспертов проведения анализа только транспортного средства потерпевшего.

  6. Согласно закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» потерпевший для получения страховых выплат обязан обратиться к страховщику, чтобы пройти процедуру досудебного урегулирования споров. Для оценки расходов на восстановление транспортного средства потерпевшего страховая организация должна обратиться в экспертную организацию или экспертам-техникам, которые обязаны придерживаться единой методики расчетов. Еще в 2014 году эксперты могли допустить применение в своей работе любых апробированных методик проведения автотехнической экспертизы. Как правило, страховщики заключают договора с определенными экспертами, но если их выводы не устраивают потерпевшего или страховщика, то они вправе обратиться в суд или оплатить за свой счет новую независимую экспертизу. Экспертная организация или эксперт-техник должны значиться в государственном реестре экспертов-техников, составляемым Минюстом России.

Плюсы и минусы принятия нового положения для оценщиков, страхователей и страховщиков

Страховщики должны выполнять свои обязательства в полной мере, не доводя дела до суда. Ранее у них была возможность составлять договора с экспертами на свободных условиях, позволяющих регулировать суммы страховых выплат. С введением новой методики расчетов расходов на восстановление транспортного средства значения в заключениях разных экспертов могут отличаться не более чем на 10%. При этом страховым компаниям необходимо оплачивать не только сумму деталей и материалов, но и работу ремонтного сервиса.

Оценщики в данной ситуации выигрывают оттого, что теперь их работа строго регламентирована, в некоторых моментах упрощена сокращением количества формул и введением автоматизированных систем. Главный плюс для страхователей заключается в том, что теперь можно довериться одному эксперту, а не обращаться к ряду других более компетентных представителей данной отрасли. Однако новый способ расчета износа деталей может существенно снизить стоимость выплат, так как математическое округление уменьшает реальный срок эксплуатации.

Что мы выиграли от принятия нового акта?

Введение новых положений и законов в данной сфере очень важно для всех участников рынка, так как помогает сократить количество судебных разбирательств и ускорить процесс получения страховых выплат. Единая методика расчетов и автоматизирование деятельности ускоряет процесс оценки, что позволяет пострадавшему быстрее восстановить транспортное средство и вновь начать им пользоваться. Кроме того, введение положения спровоцировало передел на рынке экспертных услуг, где теперь нет смысла в содержании страховщиками партнерских экспертных организаций, способных подделать результаты оценки в пользу страховой компании.



15.12.2014 Страховщиков обяжут продавать ОСАГО везде Страховщиков предложили обязать продавать ОСАГО везде!
24.12.2014 Госдума ввела 50-процентную скидку при досрочной уплате штрафов ГИБДД, Путин его подписал Путин подписал закон, вводящий скидки при досрочной уплате некоторых штрафов ГИБДД.